Экспортный контроль в отношении России: риски для импортеров, посредников и контрагентов.

После 24 февраля 2022 г. США, ЕС, Великобритания и целый ряд других стран существенно ужесточили экспортный контроль в отношении России. Данные меры принимаются в рамках политики санкций и сочетаются с блокирующими, секторальными, дипломатическими и иными ограничениями.

При этом экспортный контроль выделяется в отдельный сегмент санкций как с точки зрения механизмов ограничительных мер, так и способов их применения.

На сегодняшний день экспортный контроль на российском направлении уже затронул значительную номенклатуру товаров и услуг. Существенно ограничены поставки товаров двойного назначения, а также товаров, связанных с высокими технологиями, промышленным оборудованием, электроникой и аппаратурой. Наметилась тенденция распространения санкций и на более широкий набор товаров, включая подшипники, холодильное оборудование, грузовики и др. Под санкциями находится значительный объем «товаров роскоши», таких как предметы искусства, ювелирная продукция, алкоголь, парфюмерия, косметика и проч. Экспортный контроль западных стран влияет и на дружественные России страны. В частности, американские правила экспортного контроля ограничивают зарубежных поставщиков в экспорте товаров, созданных по американским технологиям.

Наряду с указанными ограничениями возникают и сопутствующие проблемы. В их числе – проблемы с банковскими транзакциями, отказ в сделках даже в тех областях, которые не затронуты экспортным контролем, задержки товаров на таможне и проч.

Попытки обхода зарубежных норм экспортного контроля порождают правовые риски, включая вторичные санкции, а также административное и уголовное преследование поставщиков, посредников и самих российских импортеров.

Указанные проблемы и риски требуют тщательной экспертизы и понимания безопасных с правовой точки зрения способов контроля риска. С учетом данной задачи, в рамках очередного семинара МТПП по санкционной проблематике будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. В чем суть норм экспортного контроля в отношении России со стороны США, ЕС, Великобритании, Японии, Австралии и других инициаторов санкций?

  2. Какие товары подпадают под ограничения и каковы исключения из данных ограничений? 

  3. В чем состоят условия выдачи лицензий на поставки товаров, находящихся под экспортным контролем?

  4. Что означают списки юридических и физических лиц, находящихся под экспортным контролем?

  5. Какие виды административной и уголовной ответственности существуют в связи с нарушениями экспортного контроля?

  6. Какие кейсы иллюстрируют наступление риска? Какие уроки дают существующие кейсы?

  7. В чем суть сопутствующих санкционных рисков экспортного контроля?

Стоимость участия в семинаре (очно или онлайн):

регистрация до 05.09.2022 г. - 15 000 рублей без НДС

регистрация после 05.09.2022 г. - 18 000 рублей без НДС

В семинаре можно участвовать очно - в Большом зале Московской ТПП, а также онлайн - путем подключения на платформе ZOOM.

По окончании будет выдан Сертификат Московской торгово-промышленной палаты об участии в семинаре.

Спикеры мероприятия

Варданян Сурен
Вице-президент МТПП
Тема
Приветственное слово и модерация
Тимофеев Иван
Программный директор Российского совета по международным делам, к. полит. наук (очное участие).
Тема
В чем суть норм экспортного контроля в отношении России со стороны США, ЕС, Великобритании, Японии, Австралии и других инициаторов санкций?
Галандер Таня
Партнер юридической компании "Граф фон Вестфалия" (г. Берлин) (онлайн-подключение)
Тема
Порядок получения экспортной лицензии в ЕС, разрешающей поставку товаров, подлежащих мерам экспортного контроля
Сапожников Алексей
Партнер, адвокат, Руководитель отдела правовых и налоговых консультаций, Генеральный директор ООО "Редль и партнеры" (очное участие)
Тема
Экспортный контроль с соблюдением 6-го пакета санкций ЕС
Регистрация закрыта

Как проходит регистрация непосредственно на самом мероприятии?

Незадолго до начала мероприятия вы получите письмо по электронной почте и/или СМС с приглашением, в котором будет ссылка на эфир (если это онлайн-мероприятия), либо QR-код для сканирования на терминале (если это офлайн-мероприятие). Обязательно проверяйте папку “Спам” в вашем почтовом клиенте.